Разработка методологии и проведение социологического исследования в вузах г. Гродно по выявлению отношения молодёжи к событиям Великой Отечественной войны, уровня знаний и представлений о событиях тех лет, роли памяти о войне в формировании гражданской позиции молодого поколения
Контактное лицо
Мысливец Николай Леонтьевич, директор Института социологии НАН Беларуси, кандидат социологических наук, доцент.
Краткое описание научно-технической продукции
Разработка методологии и проведение социологического исследования в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы, Гродненском государственном медицинском университете, Гродненском государственном аграрном университете, Гродненском филиале УО «БИП-Университет права и социально – информационных технологий» по выявлению отношения молодёжи к событиям Великой Отечественной войны, уровня знаний и представлений о событиях тех лет, роли памяти о войне в формировании гражданской позиции молодого поколения
Разработка направлена на изучение проблем формирования исторической памяти подрастающих поколений. В современном социогуманитарном дискурсе концепция исторической памяти является одной из самых востребованных. К ней обращаются историки, социологи, культурологи, психологи, антропологи, а также писатели, политики, журналисты, однако должного понимания сути этого явления нет.
Объектом проведенного исследования являлись студенты 1-2 курсов учреждений высшего образования Гродно. Предмет исследования: знания и представления молодежи о Великой Отечественной войне, отношение к событиям и их оценки. Цель исследования – социологическое осмысление сущности исторической памяти молодежи о событиях войны, выявление особенностей ее формирования и реального состояния.
Конкурентные преимущества разработки
В ходе проведения исследования был осуществлен критический анализ существующих концепций исторической памяти, что позволило сформулировать ее рабочее определение и решить проблему эмпирической интерпретации. Определена структура исторической памяти, описаны факторы, влияющие на процесс ее формирования, определено, как влияет на состояние исторической памяти молодежи сложившаяся в стране социокультурная ситуация, определена роль образовательного процесса, семьи, средств массовой информации как институтов, формирующих историческую память современного молодого поколения.
Область применения
Полученные в ходе исследования данные могут быть внедрены в образовательный процесс, организуемый в учреждениях высшего образования. Рекомендуются органам государственного управления и иным организациям в качестве научных критериев и экспертных оценок при разработке основных направлений государственной молодежной политики в Республике Беларуси и ее реализации на местах. Результаты исследования могут найти применение в совершенствовании образовательного процесса в учреждениях общего среднего и среднего специального образования страны; при разработке учебных программ; при организации курсов повышения квалификации педагогических работников; в системе повышения квалификации кадров педагогических работников. Результаты НИР могут быть использованы для повышения качества подготовки специалистов, обучающихся по специальностям «История» и «Социология».